Современные машины буквально напичканы электроникой. Однако основные принципы устройства бортовой сети остаются неизменными еще с прошлого века, когда впервые появились автомобили, оснащенные 12-вольтовыми свинцово-кислотными батареями. Принципы не изменились, а вот нагрузка на бортовую сеть резко выросла из-за большого количества самых разных потребителей. В таких условиях нельзя исключить серьезную утечку тока, что может привести к быстрой разрядке и выходу из строя аккумулятора, а также к короткому замыканию в сети со всеми возможными неприятностями. Водители с опытом конечно вспомнят, что ранее проблема утечек тока решалась при помощи выключателя массы, а все остальные автовладельцы при желании смогут узнать об этом «чудо-устройство» из этой статьи.
Что это такое
Устройство подобного типа стали устанавливать на машины еще в те времена, когда своеобразным стандартом электрооборудования для авто была выбрана однопроводная схема с подключением к связанным между собой элементам конструкции транспортного средства (кузов, двигатель и т.д.). Так называемую массу стали подключать к минусовой клемме аккумулятора (хотя иногда встречались исключения).
Главной проблемой такой бортовой сети было несовершенное электрооборудование, что часто, особенно при любых повреждениях изоляции, вызывало большую утечку тока и резкие скачки напряжения. Чаще всего от таких проблем страдал аккумулятор автомобиля. Поэтому водители стали отсоединять «минусовую» клемму от батареи практически при каждой остановке, чтобы исключить саморазряд и продлить срок службы АКБ, а также избежать возникновения коротких замыканий.
Проблема в том, что при регулярных манипуляциях соединение клеммы с АКБ ослабевало, что крайне негативно сказывалось на контакте и приводило к новым проблемам в работе электрооборудования. Именно тогда и появились первые устройства, позволяющие выключать массу из моторного отсека или салона автомобиля.
Эти приборы не только защищали АКБ от «саморазряда» и обесточивали бортовую сеть на время стоянок, но и совершенно неожиданно стали неплохим противоугонным устройством. Конечно найти это выключатель было не сложно, но злоумышленник тратил на это время и довольно часто отказывался от своих намерений из опасений быть застигнутым на месте преступления.
Принцип работы этих приборов предельно прост. Выключатель устанавливался в разрыв между массой транспортного средства и «минусом» аккумулятора. «Минус» в этом случае был выбран потому, что в отличие от «плюса» он не находится под потенциалом. Поэтому во время включения не происходит короткого замыкания и подгорания контактов.
Выключатели массы в советские времена были довольно популярны. Существовало даже несколько типов таких устройств — от механических до электромагнитных моделей. В наше время о таких приборах практически забыли и сделали это напрасно, так как в некоторых случаях выключатель массы на машине будет весьма полезен.
Нужен ли выключатель массы на современных авто
Вопрос конечно интересный и однозначного ответа тут нет. Ведь современная электронная начинка транспортных средств крайне негативно реагирует даже на временное исчезновение напряжения в сети. Да и сигнальные системы могут принять отсутствие напряжения за угон авто.
К тому же, производители уже разработали специальные электроблоки (ВСМ), которые эффективно борются с утечками тока. Эти устройства при длительной отсутствии активности в автоматическом режиме погружают электронику в «глубокий сон», который прерывается после того, как откроется дверь или повернется ключ в замке зажигания.
Однако все это вовсе не значит, что время выключателя массы истекло. На самом деле функции этого прибора в наши дни просто немного изменились. Поэтому теперь устройства такого типа защищают батарею от многочисленных дополнительных потребителей, сгнившей проводки, вышедшего из строя ЭБУ, а также случайного попадания в бортовую сеть воды.
Особенно этот вопрос актуален для владельцев подержанных машин премиум-класса, а также старых карбюраторных автомобилей, если эти транспортные средства используются только от случая к случаю. Всем остальным автовладельцам стоит основательно подумать перед установкой выключателя массы, так как это может привести к серьезным сбоям в работе электроники.
Как установить
В интернете в настоящее время можно без особого труда обнаружить несколько моделей выключателей массы. Однако специалисты рекомендуют остановиться на «клемме-выключателе». Основное преимущество этого устройства в том, что для его установки не потребуется опытный специалист, имеющий достаточно навыков и профессиональный инструмент для подключения к бортовой сети, где «гуляют» мощные токи, дополнительного оборудования.
С клеммой-выключателем в этом смысле все очень просто. Любой владелец автомобиля сможет подключить это устройство к «минусу» аккумулятора, а затем присоединить выключатель к заводской клемме автомобиля через специальный конический выступ. Единственная проблема, которая может возникнуть после этой операции, это качество материалов, из которых изготовлен прибор, и уровень сборки устройства.
Кроме того владельцам тех автомобилей, к «минусу» аккумулятора которых подключено сразу несколько проводов, придется действовать следующим образом:
- отключить все провода от минусовой клеммы АКБ;
- установить выключатель;
- соединить батарею с отключенными клеммами через установленное устройство.
Надеемся, что информация в этой статье, поможет водителям разобраться в этой теме и решить для себя вопрос, а нужен ли современному автомобилю выключатель массы.
Минус» в этом случае был выбран потому, что в отличие от «плюса» он не находится под потенциалом. Поэтому во время включения не происходит короткого замыкания и подгорания…
Сразу видать шибко учёный человек изрек
А как же сигнализация?
чем круче сигналка , тем быстрее угонят автомобиль….
Сейчас можно отключать аккумулятор и кроме часов ни чего не измениться, потому можно ставить, понятно что не на все тачки без разбору, да и сколько авто сгорают до тла только из за того что нет возможности отключить аккумулятор от сети, а с массой это сделать на много проще чем без неё.
Настройки радио ещё сбиваются.
Вопрос лучше «нужно ли его поставить на современное авто?» На запорожце ставил как типа противоугонку. На остальные (с 1995) даже мысль такая не приходила. У вас утечка? Ищите её, а не обходите.
Неужели запор угоняли?)))
Эти приборы не только защищали АКБ от «саморазряда» (???) САМОразряд на то и САМ, что он идет даже при обеих скинутых клеммах. Как только на заводе в акб залили эл/тролит, пошел саморазряд. Никакой разъединитель массы тут не поможет
««Минус» в этом случае был выбран потому, что в отличие от «плюса» он не находится под потенциалом.)))))
Дальше можно не читать.»Специалист» в эл.технике полный дуб.
Единственный, и важный момент,это то,что при манипуляции с минусом ,нет риска КЗ.
Как купил машину киа-церато 2 то сразу поставил выключатель массы и вот уже 10лет на ночь выключаю.
Молодец….
На первых авто на массу шёл +.Перешли на — из-за сильной коррозии кузовов.Старые водители помнят ,что плюсовая клемма окисляется значительно сильнее минусовой.После перехода — на массу ,кузова стали коррозировать гораздо меньше.
C 75 года, начиная с «копейки», «Москвич2140», «восьмёрки», «пятёрки» по сих пор, ставлю один и тот же » Авиационный дистанционный выключатель массы», кнопку выкл. ставлю скрытно в кабине, выкл. двигатель, нажал кнопку и пошёл, на ночь или на зиму, таким же образом. Нет проблем.
Защищать надо аккумулятор от стартера,/когда он в замыкание уходит/.С остальными проводами аккумулятор ,сам справиться,если защита не сработает.
у меня под пассажирским сиденьем стоит
На + клему можно поставить выключатель?
Я поставил паралельно отключателю массы лампу от фары, теперь когда масса отключена минус идёт через лампу и сигнализация работает. При коротком заммыкании просто загорится лампа и в худшем разрядиться аккумулятор.
Выключатель «массы» с дистанционным управлением при кажущемся удобстве может в критической ситуации (когда он особенно необходим!) очень сильно разочаровать.Это как приятель,который в трудную минуту может подвести.Суть в том,что по внешнему виду невозможно определить в каком состоянии он находится: включен или выключен.Допустим,что он установлен под капотом или снаружи(на раме),а кнопка под рукой — в салоне.Удобно: включил-выключил,В случае КЗ(всё потухло,валит дым)напряжение в сети автомобиля может снизиться настолько,что его(при нажатии кнопки)может не хватить для срабатывания электромагнита для отключения.В лучшем случае слышны щелчки,но понять,выключился или нет — невозможно.Остаётся вариант отключить кнопкой на корпусе выключателя,но как определить выключенное состояние?Оказывался в такой ситуации на ЗиЛе и на ГАЗе.Механические кнопочные или поворотные выключатели хотя бы не вызывают сомнений своего состояния.Но если устанавливать такие возле акб,то пользоваться не очень удобно,а если ставить под рукой,то придётся тянуть толстый провод.Здесь кто-то писал,что установил в качестве выключателя «массы»контактор от авиатехники.Четверть века назад тоже применил подобный,но его рабочее напряжение = 27v и при внедрении его на автомобиль с напряжением 12v он работает,но при запуске двигателя с подсевшим аккумулятором напряжения уже не хватает для удержания контактов в замкнутом состоянии.Катушка управления запитана через замок зажигания,а значит если ключи от машины в кармане,то «масса» точно отключена.А для того,чтобы работала сигнализация и не обесточивалась остальная электроника,параллельно контактору можно подключить автомат ампер на 10.В настоящее время для тех,кто хочет свести риски с эл.оборудованием автомобиля к минимуму,в продаже на Али есть контактор HZJ-200A,двухобмоточный,для длительного включения.Покупал в 2020 году за 1635р(в настоящее время чуть дешевле).Это для тех,кто хочет подстелить соломки,чтобы в случае чего не рвать волосы на голове и на других частях тела.