Дачники и огородники прекрасно знают, как тяжело вручную подготовить свой земельный участок к посадке весной, ухаживать за растениями в течение лета и собирать урожай с одновременной подготовкой почвы к зимовке в конце сезона. Однако сейчас «на дворе» стоят не советские времена, когда ручной труд на своих земельных участках был практически безальтернативным. Поэтому в специальных магазинах можно купить мини-технику для вспашки, культивирования и другой обработки земли.
Зачем это нужно
На данный момент существует несколько видов мини-техники для обработки земли:
- мотокультиваторы;
- мотоблоки;
- мини-трактора.
Прозрение наступает сразу после того, как владелец культиватора понимает, что его культиватор способен только рыхлить почву фрезами, а использовать навесное оборудование во время работы на этом агрегате невозможно по следующим причинам:
- слабая мощность;
- ненадежный редуктор (понижающая передача);
- отсутствие колес.
Однако деньги на покупку уже потрачены. Поэтому перед владельцем культиватора встает вопрос, можно ли переделать его в мотоблок.
Что потребуется и как можно переделать
На самом деле поставить мотокультиватор на колеса совсем не сложно:
- Сначала нужно тщательно измерить посадочные размеры выходного вала, уделяя особое внимание его форме (цилиндр или шестигранник), внешнему диаметру и расстоянию до отверстия под шплинт.
- Затем необходимо посетить ближайший садоводческий магазин или заглянуть в интернет, чтобы заказать ступицы (дифференциальные усилители), соответствующие размерам вала культиватора.
- Одновременно можно приобрести и колеса (чем меньше диаметр, тем лучше) для вашего будущего мотоблока. Кстати, зачастую колеса со ступицами и дышлом продаются в едином комплекте, что очень удобно.
- Прикручиваем купленные колеса к ступицам;
- Снимаем фрезы с вала мотокультиватора;
- Устанавливаем колеса на вал редуктора.
Специалисты не советуют модернизировать таким способом маломощные культиваторы весом до 45 килограмм и оборудованные червячным механизмом, так как эта переделка может привести к серьезной поломке.Кроме того, при переделке мотокультиватора в мотоблок не стоит использовать старые автомобильные колеса (слишком большой вес и размеры).
При этом стоит понимать, что культиватор на колесах, на переделку которого потребуется не менее трех тысяч рублей, это может и мотоблок, но не совсем полноценный. Самостоятельно передвигаться такая техника конечно сможет, а вот с использованием навесного оборудования могут возникнуть серьезные проблемы в том случае, если мотор у культиватора слабый (менее 6 л.с.), а понижающий редуктор червячного, а не шестеренчатого, ременного или цепного типа.
Поэтому следующим этапом переделки культиватора в мотоблок должна стать замена (при необходимости) редуктора. Стоимость этой детали в магазинах сравнима с ценой на новый культиватор. Однако можно попытаться изготовить простейший редуктор с двумя противоположными валами в домашних условиях, если владелец культиватора обладает навыками хорошего слесаря/проектировщика и имеет в наличии:
- измерительные инструменты (линейка, штангенциркуль);
- запасные части и расходные материалы (подшипники, шестеренки, ремни или цепи, шкивы, валы, прокладки, сальники, труба под подшипники, болты и т.д.);
- сварочный аппарат;
- дрель и сверла разного диаметра;
- «болгарку» или ножовку по металлу;
- набор отверток и тиски.
Если все это имеется, то можно приступать к изготовлению редуктора:
- Рисуем или ищем в интернете подходящий эскиз и рассчитываем передаточное число, беря за основу количество холостых оборотов двигателя плюс 10%.
- Делаем раскройку металлического листа толщиной не менее 5 мм., чтобы получить заготовку крышки и корпуса будущей детали.
- Разрезаем трубу, и при помощи сварки устанавливаем посадочные места под подшипники.
- Собираем корпус и защищаем его лакокрасочным покрытием.
- Монтируем подшипники.
- Изготовляем и обрабатываем валы из круглых стальных прутков.
- Устанавливаем валы с одновременным монтажом звездочек или шкивов, цепей или ремней.
- Изготавливаем прокладку между корпусом и крышкой, а также изолируем валы при помощи сальников.
- Заливаем в корпус смазочный материал (масло) и устанавливаем крышку.
- Размещаем самодельный редуктор на раме культиватора и подключаем к двигателю через выходной вал.
- Настраиваем работу редуктора при включенном двигателе, но без особых нагрузок, чтобы приработались детали.
Работает ли это
На самом деле переделка культиватора в мотоблок потребует от владельца существенных денежных и временных затрат при неясном результате. Поэтому дачникам и огородникам еще на стадии покупки лучше решить, зачем им нужна мини-техника для обработки земли, и только после этого делать окончательный выбор.
«рассчитываем передаточное число, беря за основу количество холостых оборотов двигателя плюс 10%.» — а где методика расчета? Малоуважаемый аФтАр, нагнал пурги, а врезультате уже и сам свёл мысль к тому, что переделка культиватора в мотоблок -дело не дешёвое и малорентабельное, уж лучше сразу покупать мотоблок. От себя добавлю: сейчас можно купить моторчик для мототехники 6-7 л.с. за каких-то 5-7 тыров. И это будет вполне неплохой четырехтакт. И уж если есть зуд приложить к чему-то руки и (главное!) голову, то проще самолично собрать мотоблок. К моторчику придется докупить на складе чермета или в авторазборе только колёса, мост и коробку от классики. Цена вопроса по узлам, включая мотор 10-12 тыров. Из электроинструмента — сварочник, болгарка, дрель/св.станок. Как укоротить мост и скомпоновать весь мотоблок — всё на ютубе в превеликом множестве. Кстати, на канале «самоделки62» мужик очень всё просто и доходчиво показывает. Хоть и строит в основном не мотоблоки.