Завод имени Лихачёва за время своего существования успел выпустить немало транспортных средств, многие из которых стали настоящими легендами. Однако, не все проекты инженеров удавалось в полной мере реализовать на практике. Ниже представлены интересные редкие разработки ЗИЛ, существовавшие лишь в небольшом количестве экземпляров или прототипов.

ЗИЛ Э134, «Макет №2» (1956)

Разновидность тягача для военных целей с конфигурацией 8×8. Отличалась повышенной проходимостью, сопоставимой разве что с гусеничным ходом. При этом использование резиновых шин позволяло без каких-либо проблем передвигаться по стандартным дорожным покрытиям. На заводе было создано три машины с разными типами кузовов. Крайне необычным решением была модель-амфибия, развивавшая на воде скорость до 6 км/ч.

ЗИЛ-111 «Москва» (1956)

Первый партийный лимузин, сменявший названия с ЗИС на ЗИЛ. Изначально он создавался как замена устаревшей модели ЗИС-110. За образ автомобиля отвечал Валентин Ростков, построивший новую машину на шасси от ЗИС-110. В итоге изготовили только одну модель, которая так и не перешла в серийное производство.

ЗИЛ-159 (1958)

Обновленная альтернатива автобусу ЗИЛ-158. Инженеры стремились воплотить в жизнь все пожелания, которые на тот момент накопились у сотрудников транспортных служб. Была видоизменена как общая конструкция машины, так и салон. Существенно повысился комфорт пассажиров и улучшилась управляемость. Однако, разного рода бюрократические проблемы так и не позволили пустить модель в серийное производство, а сам проект передали ЛиАЗу.

ЗИЛ-129Б (1958)

Городской автобус, построенный на базе ЗИЛ/ЗИС-127 для перевозки туристов. Он обладал похожими характеристиками, однако, в отличие от своего прототипа, так и не стал производиться массово.

ЗИЛ Э169А (1964)

Бескапотный автомобиль, создаваемый в виде альтернативы популярному грузовику ЗИЛ-130.  Он имел несколько изменившуюся компоновку, иную конструкцию и при этом немало деталей от своего старшего брата. Инженерам удалось создать компактный маневренный автомобиль с хорошим обзором. После выпуска опытного образца его серийное производство было отменено, поскольку руководство сочло нелогичным выпускать сразу два грузовика.

ЗИС-132С (1964)

Грузовик с высокой проходимостью, в котором вместо стандартных шин использовались эластичные катки. Он имел задний поворотный мост, приводимый в движение специальным пневматическим приводом. Модель оказалась слишком тяжелой и сложной в управлении, поэтому от нее отказались.

ЗИЛ-135П «Дельфин» (1965)

Разрабатываемый как амфибия для наведения переправ, автомобиль превратился в транспортное средство для спасателей. Имел специальный корпус из пенопласта и пластика, позволяющий достаточно быстро передвигаться по суше и воде. Однако, перспективы этого проекта никак не сказались на будущем, поскольку разработку быстро свернули и забыли.

ЗИЛ 3Э169А (1969)

Простой КамАЗ, ставший прародителем популярнейшего автомобиля ЗИЛ-170. Именно он объединил все идеи, которые затем будут переданы на новый советский завод в Набережные Челны для выпуска одного из самых популярных грузовиков.

ЗИЛ-130Г (1970)

Некоторое переосмысление классического ЗИЛ-130 со стеклопластиковой кабиной. Модель смогла пройти испытания в рамках Каракумского автопробега 1971 года. Но несмотря на это, так и не была запущена в серийное производство.

ЗИЛ-4305 «Чебурашка» (1983)

Не столько спроектированная, сколько собранная из попавших под руку деталей машина. В качестве главной функции модели указывалось обеспечение топливом проходящих испытания автомобилей. Модель имела полноценный грузовой кузов и мощную платформу, позволяющую разгоняться до больших скоростей на трассе. Автомобиль изготавливался лишь для внутреннего использования и не пошел в серию.

Инженеры ЗИЛ неоднократно создавали уникальные машины с удивительными свойствами и характеристиками. Многие из них вовсе не были собраны, другие же не смогли дойти до серийного производства. Но, так или иначе, они повлияли на развитие автомобильной индустрии и внесли свой вклад в самые популярные и востребованные машины производителя.