После запрета на тонировку водители пытаются найти возможность ее обойти. И она появилась. Сначала как съемная тонировка, затем — тонировка двойными стеклами, одно их которых затонировано. Последний «писк» моды — электронная тонировка, меняющая прозрачность при изменении напряжения. Чем больше, тем прозрачнее. Как все прогрессивное, такая тонировка изобретена и внедрена в США. Комплектующие поставляются напрямую из-за рубежа. В нашей статье рассмотрим положительные, отрицательные стороны электротонировки. Подскажем, как ее установить.
Плюсы и минусы электротонировки
Плюсов электротонировки, несомненно, больше.
- Прозрачность стекол изменяется одним нажатием кнопки.
- Есть регулировка прозрачности каждого конкретного стекла. Например, по правилам тонировка переднего и боковых водительских окон не должна превышать 25 % затемнения. А задней области — не ограничено. Все это решается программно.
- Для увеличения видимости ночью стекла можно растонировать. На стоянке, для сокрытия предметов внутри автомобиля, полностью затемнить. Глобальное затемнение пригодится при сне внутри автомобиля.
- Для кого-то плюсом будет желание поиздеваться над сотрудником ГИБДД. Для этого лишь надо проехать чуть дальше и растонировать переднюю полусферу.
- Обшивка салона, торпедо с помощью тонировки защищены от солнца.
Вместе с несомненными плюсами есть у такой технологии минусы:
- Общий минус всех тонировок — непрозрачность для сзади идущего автомобиля, невозможность адекватно реагировать на дорожную ситуацию. Это касается даже тонировки заднего стекла. При электротонировке обзорность вообще отсутствует.
- Самый большой минус именно этой прогрессивной технологии — цена. Легковым автомобилям B,C класса она обойдется в 9000 $ со стеклом Vario Plus. Чем больше остекление, тем выше цена. Она может вырасти до 30000 $, что сопоставимо со стоимостью нового автомобиля.
- Оригинальное стекло Vario Plus не только затеняет, но и обладает высокой прочностью.
Пока новые технологии распространяются медленно из-за дороговизны, хоть считаются очень перспективными.
Разновидности электронной тонировки
Рассмотрим виды электронного тонирования автомобиля.
- SPD-технологии вышли из США. Блок управления прозрачностью подключается прямо к бортовому компьютеру машины. Тонировкой можно руководить с экрана сенсорной панели. При установке стекла по VIN-номеру авто меняются на американские Vario Plus. Так что ошибки исключены. Компания Mercedes-Benz на дорогих авто уже устанавливает как опцию данный девайс. Электронное изменение прозрачности используется на яхтах, в офисных зданиях, военной промышленности. Эксклюзивное стекло очень качественно. Однако срок поставки достигает 2 месяцев.
- Монохромная PDLC технология. Это уже технология южнокорейская. Патент и производство — компании DM DISPLAY. Она выпускает монохром 2 видов: Smart и Smart Glass пленки. Из последней уже у нас делают триплекс. Внутри PDLC-пленки находится жидкокристаллический слой в состоянии хаотичного рассеивания. При этом стекло выглядит матовым. При подаче энергии кристаллы из состояния хаоса выстраиваются вдоль линий напряженности. После чего световые волны начинают поступать через стекло. По сути — это технология поляризации, которая использовалась еще в 1980-х годах военной промышленностью СССР. Минус в том, что при хаотичном расположении кристаллов стекло непрозрачно с обеих сторон.
- Российские умельцы пошли более быстрым путем. По одной направляющей пускается 2 стекла: тонированное и прозрачное. Высота стекла меняется разными кнопками. Опция доступна лишь для моделей авто с дверями, подобными Ладе Приоре.
По сути, последний способ электронной тонировкой можно назвать с натяжкой. Скорее — электрической. Стоимость последних 2 способов — 40—80 тыс. рублей на передние стекла.
Как установить
SPD и PDLC сделать самостоятельно нереально. Стекла подбираются по VIN-номеру, запрашиваются у производителя и устанавливаются в штатной автомастерской, меняющей автостекла. Настройка блока управления производится автоэлектриком.
Вариант с двойными стеклами апробирован на отечественных авто и широко применяется. Дополнительное стекло с тонировкой добавляется к штатному. А модифицированные направляющие продаются в автомагазинах сравнительно недорого.
После наклеивания пленки по периметру приклеивается полоска «антискрипа». Фиксация направляющих рассчитывается так, чтобы опущенное стекло не выступало за резинку уплотнителя. Плюс такого способа — снижение шума с улицы. Минус — повышенное загрязнение, запотевание.
Таким образом, операция по электрозатемнению стекол становится доступна для любого кошелька. Только в первых двух случаях она выполнена на высокотехнологичном оборудовании. Последний способ доступен для установки в обычном СТО или даже своими руками.