Даже самый первый летательный аппарат в истории нашей цивилизации был сосредоточением высших устремлений инженерной мысли человека. Общий опыт и технологии росли и развивались, а вместе с ними и возможности для экспериментов, попыток добиться лучшего и даже просто для того, чтобы выделиться оригинальностью решения. Ниже представлены 5 самолётов, которые, несмотря на необычность, были весьма практичны.

Fairey Gannet

Самолёт был создан британскими авиаконструкторами под конкретную задачу — бороться с советскими подводными лодками. Отсюда и название — с английского «олуша». Олуша — это северная птица, которая большую часть жизни проводит над морем.

blobid1650979846562.jpg

Внешне необычными чертами самолёта являются «раздутый» корпус со сложенными крыльями. Он непосвященного зрителя повергает в шок: «Как такой толстый и почти квадратный аппарат с выпирающим днищем может летать?». Но куда деваться? Палубный (потому и крылья складные) противолодочный самолёт обязан иметь возможность долго быть в воздухе, чтобы искать «рыбу». Поэтому ему необходимы два двигателя, большой топливный резервуар, большой бомбовый отсек для глубинных бомб, а также бортовой радар. Чтобы уместить всё это богатство пришлось даже кабину пилота сдвинуть вперёд и верх. Торчит она явно необычно, однако, это ещё не всё. Сразу за ней кабина наблюдателя-бомбомётчика, а у самого хвоста кабина радиста.

Несмотря на внешнюю нелепость, «Олуша» служила на флотах Великобритании, ФРГ и Индонезии четверть века — с 1953 года по 1978-й.

F-82 Twin Mustang

«Двойной мустанг» — истребитель-катамаран. Собственно это сразу два американских типовых истребителя Р-51Н, соединённых между собой крылом и хвостовым оперением. Появился он в середине лета 1945 года, а потому так толком и не успел поучаствовать во Второй мировой. Изначально предназначался для того, чтобы быть эскортным истребителем для бомбардировщиков. В итоге «Мустанг» стал последним поршневым самолётом ВВС США. Хотя позже открылся и его талант, как рейдовика и из-за дальности полёта. Но пришло время реактивных самолётов, и потому «Твин» немного отличился лишь в Корейской войне в статусе ночного истребителя. Уже в 1953 году был снят с вооружения.

Saab 35 Draken

Шведский «дракон» — один из первых действенных и массовых реактивных истребителей в мире. Единственная и важная особенность, делающая его внешне необычным — единое тело-крыло двойной стреловидности. Это, кстати, привело к тому, что самолёт был довольно требователен к пилоту. Разработчики слабо изучили собственное изобретение прежде, чем он пошёл в производство, и шведским военным лётчикам пришлось «приручать дракона». Из-за формы крыла были небезопасны посадки. Тем не менее этот истребитель-перехватчик был основной машиной ВВС Швеции с 1965 по 1998 г.

BN-2T AEW Defender

Вообще-то британский «Защитник» — типичный военный транспортник, имеющий в своей родословный большой гражданский грузовик Islander («Островитянин»). В нём нет ничего необычного, но модификация с буквами AEW стоит особого внимания. Это уже не транспортник, а высокоэффективный разведчик и наводчик. Ведь AEW — это Авиационный комплекс радиообнаружения и наводке. Сенсорная часть комплекса размещалась в специальной башенке ближе к хвосту, а все внутренние составляющие были набиты оборудованием. Такой многофункциональный летучий центр в 1970-е годы был ноу-хау. Кстати, самолет до сих пор находится на вооружении.

Blackburn B-101 Beverley

Британская «Чёрная птица» когда-то была гордостью британских ВВС, являясь самым крупным военным транспортником и вообще самым большим самолётом в распоряжении королевы Великобритании в 1950-1960-х годах.

Главная особенность самолёта была не в его размерах, а в двусоставности. Массивный грузовой корпус дополнялся смотревшейся на его фоне нелепо узкой хвостовой балкой. Основной корпус-трюм, как правило, использовался для грузов, а балка фактически являлась пассажирским салоном для десантников. Салон вмещал до 40 человек. При необходимости и трюм мог принять солдат на борт. Итого в сумме одна из модификаций могла вместить в себя около 200 десантников, которые имели возможность покидать самолёт, как на земле, так и в воздухе. Это сделало «Чёрную птицу» в своё время самым большим десантно-транспортным самолётом в мире. Кроме того, благодаря винтам заднего шага, транспортник, несмотря на свои размеры, не требовал длиной взлётно-посадочной полосы.

Однако с такой техникой были и свои сложности. Из-за несбалансированности конструкции самолёта его следовало закреплять на почве специальным приспособлением под названием «слоновья нога», которая не позволила ему опрокинуться. Особенно, когда в неё грузили или перемещали внутри нечто очень тяжёлое. Кроме того, необходимо было строго следить за распределением груза по трюму. Впрочем, время берёт своё. Из-за её неповоротливости, низкой скорости, массивности и новых технологий Великобритания отказалась от «Чёрной птицы» в 1967 году.

В заключение стоит отметить, что мир техники велик и разнообразен. Вышеописанные самолеты лишь малая его часть.