Свечи зажигания очень просты по своей конструкции, но их значимость для нормальной работы мотора трудно переоценить. Время от времени с ними могут возникать трудности. Если хотя бы одна из всех свечей не образует искру, или искра есть, но очень слабая, то мотор заметно потеряет в мощности, а при длительной эксплуатации может возникнуть более серьёзная поломка. Проверить работоспособность свечей зажигания может любой автолюбитель, и для этого не нужно иметь в своём арсенале дорогое оборудование.

Проверка «на звук»

Проще всего провести диагностику свечи по звуку силового агрегата. Работа цилиндров сопровождается характерным звуком, который при отсутствии искры в одном из них заметно изменяется. Для проверки на звук нужно завести мотор и запомнить особенности его звука. Потом ДВС следует заглушить и откинуть один высоковольтный провод от свечи. Если при работе мотора его звучание вообще никак не измениться, значит, искры в этом цилиндре нет. А если характер звучания изменился, то искра однозначно рабочая.

Эту процедуру нужно проделать со всеми свечами зажигания поочерёдно. Важно не перепутать подключение проводов.

К сожалению, изменения в звучании не всегда достаточно чёткие, чтобы можно было однозначно определить проблему.

Проверка «на искру»

Этот метод тоже несложный, но деталь придётся выкручивать из блока цилиндров. Для этого нужен специальный ключ. Сначала от свечи отсоединяется провод, а затем её выкручивают. Когда деталь демонтирована, её электроды нужно очистить от нагара, при этом, не нарушая зазор между ними. Также, желательно, проверить специальными щупами этот зазор. Оптимальное расстояние должно быть указано в технической документации автомобиля.

Когда свеча подготовлена, её можно проверить на искру. Для этого к детали подключается высоковольтный провод, а резьба должна иметь хороший контакт с любой металлической частью машины, но без краски (болт, гайка и т.д.). Теперь водителю нужно запустить стартер и посмотреть, как при его работе ведёт себя свеча. Исправная деталь должна выдавать между электродами мощную, хорошо заметную искру голубого цвета. Если искры нет — элемент не исправен. Красный цвет искры тоже говорит о непригодности.

Использование мультиметра

Среди многих автомобилистов есть очень сильное заблуждение. Часто автовладельцы считают обычный цифровой мультиметр прибором, который способен проверит пригодность свечей зажигания. Это не так! Мультиетром нельзя провести полноценную диагностику такой детали. С помощью такого прибора получится лишь выявить короткое замыкание в детали:

  • Свеча отсоединяется от провода и выкручивается из блока цилиндров;
  • Мультиметром, переведённым в режим измерения сопротивления 20 кОм, одним щупом касаются основного контакта от высоковольтного провода, а вторым резьбовой части свечи;
  • В исправном элементе сопротивления между этими контактами быть не должно — на дисплее не появится никакого цифрового значения. Если экран показывает какие-либо цифры — деталь не исправна.

А вопреки распространённому мнению, проверить искрообразование мультиметром не получится.

Пьезопистолет

Лучшим методом для проверки свечей ДВС является специальный инструмент — пьезопистолет. Обойдётся его до 250 рублей, а пользы будет намного больше. Проверить с помощью такого специального прибора деталь на работоспособность можно без запуска мотора. Нужно только отключить сечу от провода, а колпачок индикатора надеть до упора вместо него. При нескольких нажатиях на курок устройства на нём должна загореться сигнальная лампа, что свидетельствует об исправности детали. Если лампочка не загорается на какой-либо свече — элемент требует замены.