Автоспорт так и подталкивают к тому, чтобы добиваться побед технически. Улучшать именно технику с помощью новинок и изобретений. Иногда это желание превосходит все границы дозволенного в том, что касается безопасности и честной борьбы. И тогда организаторам приходится накладывать запрет. Ниже пойдёт речь о неплохих вроде бы, знаменитых, но запрещенных машинах.
Содержание
- 1 1967 Penske Chevrolet Camaro Z/28 и обработка Марка Донохью
- 2 1968 Lotus 56 с газотурбинным вертолётным двигателем и приводом на все колёса
- 3 1969 Dodge Daytona и 1970 Plymouth Superbird и их аэродинамика
- 4 1970 Chaparral 2J с пропеллерами
- 5 1973 Porsche 917/30 с турбонаддувом
- 6 1978 Brabham BT46B
- 7 1992 Williams FW14B с активной подвеской
- 8 1992 Nissan Skyline GT-R Group A с турбонаддувом
- 9 Chevrolet’1997 T-Rex команды Hendrick Motorsports
- 10 2001 BMW M3 GTR с движком V8
1967 Penske Chevrolet Camaro Z/28 и обработка Марка Донохью
Американская марка Chevrolet Camaro стала культовым спортивным автомобилем 1980-х годов. Но прежде она прошла большой путь. Уже в 1967 году его с удовольствием использовали автопилоты шоссейных автогонок. Особой любовью пользовалась как раз модель Z/28. В ней не было ничего противозаконного, а внешний дизайн просто завораживал. Популярности модели добавил пилот Марк Донохью, который на ней в 1968 году выиграл два многоэтапных американских чемпионата. Правда, потом выяснилась, что секрет машины чемпиона был в том, что она была чрезвычайно легка за счёт кислотной обработки кузова. Впрочем, запрет последовал не на саму модель, а на технологию Донохью. Кстати, чемпионские звания у него не отобрали.
1968 Lotus 56 с газотурбинным вертолётным двигателем и приводом на все колёса
Поставить вертолётный двигатель и сделать полный привод на все колёса! До этого нужно было додуматься! Эти машины в 1967 году приняли участие в нескольких шоссейных гонках американской компании USAC. Однако, оказалось, что мощный движок не даёт никаких преимуществ. Скорее, наоборот, у пилота возникают проблемы с управлением. Двигатель не успевал за командами водителя. От них отказались все пилоты, а в 1968 году организаторы USAC на всякий случай запретил такие машины, как небезопасные. Впрочем, в «Формуле-1» таких ограничений не было и в 1971 году Lotus 56 выехал на старт «королевских гонок», но проблема с «тормозным» вертолётным двигателем осталась. После трёх гонок от этой модели команда Lotus, пилоты которой стабильно отставали на круг от лидеров, отказалась самостоятельно без всяких запретов.
1969 Dodge Daytona и 1970 Plymouth Superbird и их аэродинамика
Эти машины (вторая – техническое усовершенствование первой) побили немало рекордов на американских шоссейных чемпионатах серии NASCAR. Секрета в их успехах особо и не было. В конструкции машин использовались обыкновенные авиационные технологии. Об этом говорит хотя бы антикрыло на кузове, которое прижимало этот «самолёт» на колёсах к земле, не давая ему взлететь и перевернуться, а также сверхобтекаемый капот. Впрочем, «крылатые воины» «повоевали» недолго. Уже в 1970 году организаторы NASCAR запретили эти и подобные им «самолёты», то есть авиационные технологии.
1970 Chaparral 2J с пропеллерами
Внешне он напоминал огромную совершенно не обтекаемую коробку. Однако, мощные двигатели, а также два больших пропеллера сзади, вытягивавшие воздух из-под днища машины, давали так называемый граунд-эффект. За счёт него болид испытывал минимальное сопротивление воздуха на уровне покрытия трассы, отличался высокой устойчивостью, лучшей управляемостью. Хорошая была машина, но это технология также попала в разряд авиационных, а модель также была запрещена.
1973 Porsche 917/30 с турбонаддувом
Первый шоссейный гоночный автомобиль, на который поставили двигатель с турбонаддувом и тем самым подписали ему «смертный» приговор. Взгляните на фото: модель больше похожа на болид «Формулы-1», чем на шоссейник. Потому в год появления этой машины и запретили двигатели с турбонаддувом.
1978 Brabham BT46B
Повторение идеи Chaparral 2J, но в «Формуле-1». «Болид-пылесос» под управлением легендарного Ники Лауда выиграл все старты, в которых участвовал, установив, похоже, вечный рекорд. Такое тотальное превосходство не понравилось руководству «Королевских гонок» и эту «вентиляторную» технологию запретили.
1992 Williams FW14B с активной подвеской
Одна из самых успешных машин этой «конюшни» «Формулы-1». Такая репутация сложилась в результате внедрения технической новинки – активной подвески. Идея с перекачиванием жидкости (специального масла) из одной части этой полой детали в другую во время поворотов и прочих манёвров серьёзно улучшало аэродинамику и управление. Именно эта машина сделала чемпионом Найджела Мэнсэлла. Однако, опять же тотальное преимущество «Уильямсов» привело к тому, что эта технология также стала вне закона.
1992 Nissan Skyline GT-R Group A с турбонаддувом
Технологию продвинутого двигателя (турбонаддув с полным приводом) этой легендарной машины устроители гонок и конкуренты признали запретной.
Chevrolet’1997 T-Rex команды Hendrick Motorsports
Конструкторы этой машины отлично сделали свою работу. Эти авто регулярно побеждали в гонках NASCAR. Хотя, если честно, то создатели модели ходили по краю правил, связанных с запретом на турбонаддув и полный привод. В конце концов, лидерство привело к разбирательствам и техническая экспертиза, обойдя маскировки, признала эти машины нарушителями технических правил.
2001 BMW M3 GTR с движком V8
А этот отличный автомобиль стал жертвой бюрократических проволочек и собственного двигателя, устройство которого не соответствовало правилам. Двигатель такого дорожного, а не гоночного типа в момент, когда машина впервые выходила на старт был ещё разрешён, но уже в следующем году правила изменились и движок V8 попал под запрет.
Может сложиться впечатление, что запреты на эти машины во многом искусственны и вызваны происками менее талантливых в техническом отношении конкурентов, а также организаторов гонок, котором на трассе нужна борьба, а не доминирование какой-либо одной модели. Не будем этого отрицать. Однако, не стоит забывать, что скоростная плохо управляемая машина – это потенциальная угроза жизни и пилоту, и зрителям. Думать об этом также необходимо.