Большинство мастеров, работающих с железом, считают самым незаменимым устройством в своём арсенале сварочный полуавтомат. Он востребован как среди профессионалов, так и новичков. В основном полуавтоматическая сварка применяется в кузовном ремонте автомобилей, но это далеко не единственная область её применения.

Готовый аппарат можно приобрести практически повсеместно, однако владельцы обыкновенных сварочных инверторов зачастую не хотят докупать ещё одно устройство. В таком случае полезно знать, как переделать сварочный инвертор в полуавтомат своими руками. Стоит понимать, что это далеко не самая простая задача, но при желании и некоторых знаниях в области электротехники это вполне возможно.

Необходимые материалы и инструменты

Для сборки полуавтомата потребуется:

  • инверторный сварочный аппарат с током не менее 150 А;
  • горелка со специальным шлангом. Внутри шланга должны проходить газопровод, силовой и управляющий кабеля, а также направляющий канал для электродной проволоки;
  • механизм подающий проволоку;
  • контроллер к электромотору;
  • баллон с углекислотой;
  • электромагнитный клапан;
  • катушка с проволокой;
  • источник питания 12 В, и удобный корпус для сборки механизма.

Сборка механизма подачи электрода

Суть полуавтоматической сварки заключается регулируемой и беспрерывной подаче электрода непосредственно к горелке с помощью специального механизма. Собрать его самостоятельно вполне можно и самому. Для этого потребуется:

  1. Двигатель и механизм стеклоочистителя автомобиля.
  2. Корпус системного блока и компьютерный блок питания. Можно использовать любой другой БП, важно чтобы его ток был рассчитан на мощность двигателя.
  3. Разъём для подключения специального шланга.
  4. Подшипники, болт, полихлорвиниловая трубка, пружинка, фанера.
  5. Труба шириной соответствующей внутреннему диаметру катушки.

Итак, сборка механизма начинается с определения места расположения в корпусе катушки. Следует чётко разметить внешний диаметр внутри корпуса. Катушка должна устанавливаться таким образом, чтобы оставшегося пространства хватало для монтажа блока питания, шлангов, мотора и протягивающей части.

Протягивающее устройство лучше приобрести отдельно, но при желании его можно сконструировать самостоятельно. Для этого потребуется доработать механизм стеклоочистителя. В нём следует установить роликовые направляющие. Их роль могут выполнять обычные подшипники с проточенной вдоль канавкой. Перед подшипниками закрепляется направляющая часть. Ею может послужить просверленный вдоль болт соответствующего размера. На болт натягивается подпружиненный для жёсткости кембрик, внутри которого будет проходить электрод. Элементы механизма, на которых установлены ролики, должны быть сжаты между собой пружиной с возможностью регулировки сжатия. Во внешней части корпуса монтируется специальный разъём для шланга.

Все направляющие элементы обязательно должны быть отцентрированы относительно положения разъёма.

В центре размеченной области под катушку устанавливается бабина из пластиковой трубы. Для её основы можно использовать кусок фанеры.

Электрическая составляющая

Для подающего устройства также следует собрать электрическую составляющую. Она состоит из следующих компонентов:

  • контроллер для мотора 12 В;
  • реле задержки;
  • электрический клапан;

Электродвигатель обязательно должен быть подключен через контроллер. Это даст возможность регулировки подачи электрода. Схема подключения идёт в комплекте с контроллером. Однако для выполнения этой и всех последующих работ потребуются базовые знания электротехники.

Для того чтобы электрод к месту сварки подавался с небольшим запаздыванием нужно установить реле задержки двигателя. Сделать его можно на основе транзистора КТ815, а также электролитического конденсатора ёмкостью  200 – 1000 мкФ. Сборку этой схемы должен проводить человек, который хорошо разбирается в электронике.

Электронный клапан располагается в корпусе таким образом, чтобы при работе механизма его никак не задевали движущиеся элементы. В схему он подключается так чтобы при нажатии кнопки на горелке, клапан сразу же открывался.

На последнем этапе требуется небольшая доработка самого инвертора. Поскольку его вольтамперные характеристики не соответствуют полуавтоматической сварке. Самый простой способ, это добавление к плюсовому контакту дросселя от лампы дневного света, так чтобы ток шёл через него.

Переделать сварочный инвертор в полуавтоматический вполне возможно, но как видно из всего вышеописанного, это довольно трудоёмкая работа требующая знаний в электротехнике.