Перед покупкой нового аккумулятора обязательно освежите в памяти пункты из «Технических характеристик» производителя вашего авто, запишите габариты старой АКБ, сфотографируйте расположение клемм или возьмите с собой в магазин старый аккумулятор. Однако не стоит забывать, что технологии развиваются. Может, именно сейчас наступил момент рассмотреть штатный аккумулятор для автомобиля с более высокими параметрами?

Основные параметры выбора

Чтобы выбрать аккумулятор для легкового автомобиля и не пожалеть, воспользуйтесь этими рекомендациями.

Емкость

В «Технических характеристиках» для конкретной марки указан рекомендуемый показатель емкости АКБ. Этот показатель зависит от объема и типа двигателя.

Для легковых автомобилей и кроссоверов с объемом двигателя до 2 л показатель емкости составляет от 45 до 66 Ah. Для внедорожников и дизельных машин с объемом двигателя больше 2,5 л нужна АКБ с емкостью 65-75 Ah.

Можно устанавливать батарею с емкостью на 30% больше штатной (чтобы иметь запас энергии, к примеру, в морозную зиму). И это будет лучшая емкость автомобильного аккумулятора. Но габариты АКБ должны соответствовать штатной, чтобы батарея свободно умещалась в отсеке.

АКБ меньшей емкости устанавливать опасно, так как при запуске автомобиля ее заряда может не хватить. Особенно это актуально в холодную погоду и при большой нагрузке на бортовую сеть (мощная аудиосистема, дополнительное освещение, климатическое оборудование).

Кстати, аккумулятор с большей емкостью прослужит дольше.

Параметры пускового тока

Чем выше этот показатель, тем больше шансов завести автомобиль зимой. При сильных морозах лишние 100 А могут стать решающими.

Для легковых автомобилей показатель пускового тока (тока холодного пуска) находится в пределах от 480 до 650 А, для больших внедорожников – 800 А.

Разумнее выбирать АКБ с высоким показателем пускового тока. Чем выше, тем лучше. Однако такие аккумуляторы, как правило, значительно дороже. Пусковой ток нового аккумулятора должен быть не меньше, чем в заявленных производителем «Технических характеристиках».

Кстати, при сравнении аккумуляторов разных стран-производителей учитывайте, что существуют разные системы маркировки (SAE, DIN, EN). К примеру, 550А SAE равна 520А EN и 310А DIN.

Тип

Типы аккумуляторов:

  1. Кальциевые. Самый распространенный тип. Не требуют обслуживания. Имеют высокие показатели емкости и пускового тока. При их использовании следует опасаться сильной разрядки, так как после 3-4 циклов разрядки их рекомендуется менять. Плохо переносят перепады температуры.
  2. Гибридные. Спрос на них невысокий, так как характеристики у них слабые.
  3. EFB аккумуляторы. Устойчивы к глубоким разрядам. Имеют долгий срок службы. Дорого стоят.
  4. Гелевые и AGM. Дорогие, качественные, надежные. Ими комплектуют престижные иномарки.
  5. Щелочные. Хорошо переносят перезаряд, но имеют большие габариты, поэтому используются для грузового автотранспорта.

Обслуживаемость

Модели аккумуляторов делят на:

  • обслуживаемые (откручивая пробку с крестовиной, в них можно доливать электролит, визуально проверять его состояние); отличаются большим сроком службы (до 8 лет), но есть опасность вытекания электролита и, как следствие, выхода их строя АКБ;
  • необслуживаемые (не нуждаются в доливке, отсутствует возможность заливать и проверять плотность электролита).

Необслуживаемые модели проще в использовании, но по цене дороже. Обслуживаемые модели дешевле, долговечнее (при бережном использовании), но требуют внимания, навыков обслуживания и специального оборудования (к примеру, для подзарядки).

Крепление

Аккумулятор рекомендуется обязательно прикреплять к кузову. Это можно сделать с помощью скобы или кронштейна.

Перед установкой АКБ необходимо:

  • очистить место установки;
  • в случае установки АКБ с размерами, превышающими штатную модель, проверить правильность размещения: наличие свободного пространства для вентиляции аккумулятора, отсутствие перегиба проводов, клеммы не должны упираться в капот;
  • в случае необходимости, зачистить контакты клемм;
  • проверить расположение клемм «плюс» и «минус»;
  • присоединить сначала «плюс», затем «минус».

После установки необходимо:

  • запустить двигатель и проверить работоспособность аккумулятора;
  • обработать контакты клемм для предотвращения коррозии.

Полярность

blobid1586771105306.jpg

Аккумуляторы бывают прямой (на крышке «плюс» слева, «минус» справа) и обратной (наоборот) полярностей.

При покупке новой батареи нужно выбирать тот тип, который был у старой АКБ.

При подключении аккумулятора важно не перепутать полярности. Впрочем, здесь сложно запутаться. Чтобы минимизировать риски, производители сделали выводы аккумуляторов и клеммы разными по диаметру (19,5 мм для «плюс» и 17,9 мм для «минус»).

Кстати, владельцам американских автомобилей следует очень внимательно относиться к выбору аккумулятора. Существует вероятность, что европейские модели АКБ для их авто не подойдут.

Размеры

При выборе размеров АКБ лучше остановиться на штатных габаритах производителя автомобиля. Однако, если планируется приобрести более мощный аккумулятор, его размеры могут не совпадать со штатными. Допускается незначительное отклонение в габаритах. В этом случае перед установкой необходимо убедиться, что:

  • аккумулятор свободно размещается в посадочном гнезде,
  • клеммы не упираются в капот,
  • длины проводов хватает,
  • остается пространство для вентиляции АКБ.

Также при выборе АКБ стоит учитывать страну-производителя. К примеру, японские и корейские АКБ высокие и узкие, в американских АКБ иное расположение клемм и длина проводов.

Дата производства

Указывается на корпусе АКБ.

Российские производители используют самую простую систему – код в формате «ЧЧММГГ».

У иностранных торговых марок все намного сложнее. Для обозначения года они используют сокращения, оставляя от года 1 или 2 цифры; для месяцев – буквенные выражения или числа в диапазоне от 17 до 60. С зашифрованными обозначениями дат по каждому производителю приходится разбираться отдельно.

При выборе АКБ обязательно уточняйте дату производства и условия хранения (отапливаемый или неотапливаемый склад). Чем «свежее» батарея, тем дольше она прослужит. Рекомендуется приобретать аккумуляторы в течение полугода с даты производства. Максимальный срок реализации – 1 год.

Маркировка

Российские аккумуляторы маркируются согласно ГОСТ 0959-2002. В маркировке указываются основные характеристики АКБ:

  • количество «банок» (для 12 В это цифра «6»),
  • тип (преимущественно «СТ» — стартерный),
  • емкость (например, «55» соответствует номинальной емкости 55 Ah),
  • стандартизированный буквенный код состава и типа корпуса.

На корпусе также указывается полярность, ток холодного пуска по стандарту EN, масса АКБ и ТУ, которым соответствует данный АКБ.

Маркировка европейских брендов состоит из 9 цифр. Для легковых автомобилей начинается с «5». Затем указывается емкость (2 цифры) и шифр конструкции АКБ (3 цифры). Закачивается значением тока холодной прокрутки (эти 3 цифры умножьте на «10»). Также на корпусе дополнительно указывается бренд, артикул, номинальное напряжение, серия и технология производства.

Маркировка американских АКБ – буквенно-цифровая. Начинается для легковых автомобилей с «А», далее –типоразмер АКБ (2 цифры) и значение тока холодной прокрутки (3 цифры).

Азиатские модели маркируются по стандартам JIS, но расшифровать их сложно, для этого существуют специальные таблицы перевода.

Внешний вид

Автомобильные аккумуляторы различаются по габаритам, по расположению клемм, по выемкам на корпусе. Но ни один бренд не застрахован от подделок. Контрафактную продукцию можно вычислить по низкой цене и по внешнему виду.

При выборе аккумулятора нужно обращать внимание на качество выполнения корпуса, на наличие заводской маркировки, сравнивайте этикетку с официальными источниками из интернета, проверяйте гарантийные документы.

Производитель

По рейтингам продаж в России популярными марками АКБ считают:

  • MUTLU (Турция),
  • VARTA (Германия),
  • Тюменский аккумуляторный завод,
  • ТАВ (Словения), бренд Topla,
  • Exide (США, Европа) бренд Exide и Tudor,
  • BOSCH (Германия),
  • Banner (Австрия).

Проверка работоспособности аккумулятора после покупки

Чтобы не столкнуться с браком, перед установкой нового АКБ обязательно проверяйте напряжение с помощью мультиметра. Если такой возможности нет, требуйте у продавца продемонстрировать исправность товара в вашем присутствии. Помните, что после самостоятельной установки доказать то, что аккумулятор изначально не работал, практически невозможно.

Приобретайте аккумуляторы только у проверенных дилеров, которые гарантируют предпродажную проверку товара, принимают старые аккумуляторы в зачет новых и оказывают услуги по установке АКБ. При установке аккумулятора специалистом центра вы всегда его сможете вернуть, если возникнут неприятности.

С учетом избытка информации выбрать аккумулятор для авто сложно. Возьмите за основу неизменные характеристики штатной модели (полярность, габариты) и улучшайте то, что можно улучшить.