Где, как не в машине на скорости, слушать энергичную музыку, наполненную басами. Но акустические системы не всегда могут передать драйв низких частот. Вместо мягкого и упругого ритма мы слышим гул. Исправить ситуацию поможет сабвуфер или по-другому низкочастотный динамик, который приспособлен для воспроизведения звука в диапазоне от 20 до 150 Герц.

Установка кроссовера

Нужно сразу определиться с термином «кроссовер». В данном случае это не автомобиль, а устройство для разделения звука по частоте. Сабвуферу покоряются те частоты низкого диапазона, которые простым динамикам недостижимы. Как правило, это свойственно не только автомобильной акустике, но и хай-фай компонентам.

Чаще всего, брать на себя звуковую нагрузку сабвуферу приходится от 20 Гц до 40 Гц, а затем от 40 до 80 гц. Запас по частоте даст возможность динамику четче и детальнее воспроизводить звук в низкочастотном диапазоне.

Но даже самый высококачественный и дорогой сабвуфер не сможет четко отрабатывать частоты, если их не отсекать кроссовером.

Сначала нужно отрезать средние и высокие частоты от попадания на сабвуфер. Все дело в том, что акустические системы тоже могут воспроизводить 60 Гц, а некоторые и 50 Гц, 40 Гц и даже ниже. Чтобы низкие частоты из обычных динамиков не накладывались на частоту сабвуфера, применяют фильтр низких частот (английская аббревиатура LPF, или low pass filter). Такой фильтр настраивают по нижней частоте среднечастотных динамиков или лучше выше на пять герц от края. Звук динамиков не будет накладываться друг на друга, уменьшится гул, исчезнет бубнеж, а в нижнем регистре появится мягкость, прозрачность и детальность.

Но это еще не все в настройках сабвуфера. Он ведь попытается воспроизвести и более низкие частоты, которые человеческое ухо не слышит. Сам звук мы не сможем услышать, но вот помехи от этих частот и дребезжание самого динамика, от попытки выполнить непосильную задачу – вполне. Для того чтобы избавить сабвуфер от перегрузки, а наши уши от давления низкочастотных колебаний (они могут испортить прибор и органы слуха), применяется сабсоник.

Он срезает все низкие частоты, недоступные для человеческого слуха, облегчает нагрузку на динамики и усилитель. Обычно в акустике применяют фазоинвертор. Это отверстие в виде раструба в корпусе акустики, через которое происходит деление сигнала на два сдвинутых по фазе на 180 градусов. Фазоинвертор помогает расширить диапазон низких частот. Но для снятия излишков таких колебаний, сабсоник настраивают так, чтобы он отрезал частоты на 5 гц ниже, чем частота порта фазоинвертора.

Настройка громкости

Для настройки громкости сабвуфера так, чтобы он согласовался с остальной системой, не забивал ее и, одновременно, не давал искажений, нужно пользоваться регулировками Level Gain, что по-русски означает Уровень и Усиление.

Обычно кнопка выглядит как головка шурупа. Отверткой поворачиваем уровень до определенного значения, пока сигнал не начнет звучать с искажениями. Возвращаем регулятор назад, пока звук не станет нас устраивать. Сигнал подается на усилитель с определенной, заранее настроенной частотой. Чувствительность устанавливается минимальной.

При настройке с осциллографом нужно следить за синусоидами, чтобы они двигались ровными линиями, без разрывов и искажений. Такой способ является наиболее точным, так как исключает субъективный слух отдельного человека.

Местоположение

Звук от сабвуфера должен идти спереди от сидящего в машине человека. Это наиболее правильное для восприятие низких частот направление. Если басы будут бить в затылок, то скоро музыка начнет действовать на уши, а за ними и на психику.

Правильная настройка звучания низких частот в автомобиле будет залогом хорошего настроения и, конечно, правильного и безопасного вождения.